Доступная среда
QR vk 200x200telegram 500x500Версия для слабовидящих:
Для увеличения размера текста нажмите на клавиатуре одновременно клавиши "Ctrl" и "+"

Доступная среда

Доступная среда – это комплекс, которые включают в себя оборудование различных городских объектов изделиями, которые помогут людям с ограниченными возможностями намного лучше ориентироваться в пространстве, свободнее перемещаться по улице или внутри зданий и легче приспосабливаться к независимой жизни.

Государственная программа "Доступная среда" до 2025 года

Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса - это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей

Питание детей в МБДОУ осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом возраста и 10-часовым пребыванием детей в учреждении.

Организация питания осуществляется в специально отведенных местах групповых помещений. Питание детей осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню. В МБДОУ осуществляется контроль за качеством питания, разнообразием, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов (нормы питания на 1 ребенка в сутки СанПиН 2.4.1.3049-13)

В МБДОУ устанавливается следующая кратность питания: основное – 3 раза в день (завтрак, обед, полдник) и организовано дополнительное питание: второй завтрак (фрукты, соки, кисломолочные продукты и т.д.), может быть расширен ассортимент продуктов.

Весь цикл приготовления блюд осуществляется на пищеблоке, состоящем из двух цехов и кладовой для хранения продуктов.Пищеблоки всех детских садлв имеют отдельный вход и полностью оснащены оборудованием в соответствии с нормативными требованиями

, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОО принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.

Педагоги и специалисты ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:
  i-005Инвалиды с нарушением слуха
  i-001Инвалиды с нарушением зрения
  i-002Инвалиды с нарушением интеллекта
  i-003Инвалиды на кресле-коляске
  i-004Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

       Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги детский сад «Золотой Петушок» уделяют  внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
       Предметная среда ДОО обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей.
       Педагоги моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды детского сада «Золотой Петушок» учитываются:
* закономерности психического развития каждого ребенка;
* показатели здоровья дошкольников;
* психолого-физиологические особенности  воспитанников;
* уровень общего развития;
* коммуникативные особенности и речевое развитие;
* эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
В МБДОУ детский сад «Золотой Петушок» присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

В МБДОУ детский сад «Золотой Петушок» проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом МБДОУ детский сад «Золотой Петушок».

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.

 

Детям с ОВЗ  предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, то в сопровождении родителей, или они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Родители (законные представители) воспитанников могут при домашнем обучении ребенка дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных организаций для оказания профильных консультаций.

Специально оборудованные кабинеты для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 

Объекты

Имеющееся оборудование на объекте

Групповые помещения

Интерактивное оборудование, проекторы, ноутбуки, экраны, мольберты, доска магнитная, уголки природы, стеллажи для игрушек, детская игровая мебель и модули, игрушки, развивающие игры, дидактические пособия, детская литература, аудиосистема, интерактивный стол, стол для игры с водой и песком.

Кабинет учителя-логопеда

Умное зеркало, компьютер, зеркало большое и маленькие, бизиборды для развития мелкой моторики, наборы картинок различной тематики, игрушки по лексическим темам, альбомы, дидактические игры, азбука, демонстрационный и раздаточный материал, шнуровки различные по содержанию и возрастному назначению, специальная литература по логопедии,   набор логопеда «Говорюша», песочный стол-планшет.

Кабинет педагога-психолога

Моноблок, песочный стол, настенные пособия «Эмоции», экс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г., альбомы, краски, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, кубики, домино, шнуровки различные по содержанию и возрастному назначению, портфель психолога,   специальная литература по психологии,   дары Фрёгеля.

Физкультурный зал

Спортивный инвентарь, спортивное оборудование, игровое оборудование, шведская стенка, обручи, мячи, атрибуты для спортивных и подвижных игр, скакалки, кегли, массажные дорожки, сухой бассейн, батут, модульные кубики.

Музыкальный зал

Музыкальный центр, микрофоны, звуковые колонки, экран, мультимедийный проектор, детские музыкальные инструменты, сценические костюмы, маски, декорации для праздников, различные виды театров, театральные атрибуты, пианино.

 

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


 В детском саду отсутствует отдельное помещение, отведённое под библиотеку. Книжный фонд размещается в групповых комнатах и в методическом кабинете. 

Объекты спорта, приспособленные для использования  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здооровья

отсутствуют

 

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, имеющими тяжёлые нарушения речи, а также для обеспечения разнообразной двигательной активности и развития музыкальной деятельности детей с ОВЗ обеспечены необходимым инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимм в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

       Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В МБДОУ детском саду "Золотой петушок" разработаны Паспорта доступности. На всех входных дверях детских садов имеются знаки жёлтого круга для слабовидящих, мнемосхемы при входе в здание и кнопки вызова. На ступенях на входе в детский сад нанесены жёлтые полосы- контрастная лента, которая помогает ориентироваться слабовидящим и людям с ослабленным зрением.

 

Условия питания воспитанников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Питание детей в МБДОУ осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом возраста и 10-часовым пребыванием детей в учреждении.

Организация питания осуществляется в специально отведенных местах групповых помещений. Питание детей осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню. В МБДОУ осуществляется контроль за качеством питания, разнообразием, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов (нормы питания на 1 ребенка в сутки СанПиН 2.4.1.3049-13)

В МБДОУ устанавливается следующая кратность питания: основное – 3 раза в день (завтрак, обед, полдник) и организовано дополнительное питание: второй завтрак (фрукты, соки, кисломолочные продукты и т.д.), может быть расширен ассортимент продуктов.

Весь цикл приготовления блюд осуществляется на пищеблоке, состоящем из двух цехов и кладовой для хранения продуктов.Пищеблоки всех детских садлв имеют отдельный вход и полностью оснащены оборудованием в соответствии с нормативными требованиями.

 

Охрана здоровья воспитанников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

условия отсутствуют

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

отсутствует

 

Доступ к электронным образовательным ресурсам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

отсутствует 

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

отсутствуют

 

762096 О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью