Доступная среда
Версия для слабовидящих:
Для увеличения размера текста нажмите на клавиатуре одновременно клавиши "Ctrl" и "+"

Доступная среда

Доступная среда – это комплекс, которые включают в себя оборудование различных городских объектов изделиями, которые помогут людям с ограниченными возможностями намного лучше ориентироваться в пространстве, свободнее перемещаться по улице или внутри зданий и легче приспосабливаться к независимой жизни.

Государственная программа "Доступная среда" до 2025 года

Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса - это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОО принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.

Педагоги и специалисты ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:
  i-005Инвалиды с нарушением слуха
  i-001Инвалиды с нарушением зрения
  i-002Инвалиды с нарушением интеллекта
  i-003Инвалиды на кресле-коляске
  i-004Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

       Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги детский сад «Золотой Петушок» уделяют  внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
       Предметная среда ДОО обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей.
       Педагоги моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды детского сада «Золотой Петушок» учитываются:
* закономерности психического развития каждого ребенка;
* показатели здоровья дошкольников;
* психолого-физиологические особенности  воспитанников;
* уровень общего развития;
* коммуникативные особенности и речевое развитие;
* эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
В МБДОУ детский сад «Золотой Петушок» присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

В МБДОУ детский сад «Золотой Петушок» проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом МБДОУ детский сад «Золотой Петушок».

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.
  •  

    Детям с ОВЗ  предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, то в сопровождении родителей, или они направляются в специальные дошкольные учреждения.

    Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

    Родители (законные представители) воспитанников могут при домашнем обучении ребенка дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных организаций для оказания профильных консультаций.